Изучать себя, чтобы понимать других

О занятиях №3 и №4

Месяц назад закончился блок про эмоции. 10 мая прошло первое занятие «Я и мои эмоции», 30 мая мы работали с застарелыми обидами на весь мир и прощением этого самого мира (это были третье и четвертое занятия в рамках нашей программы «Искусство управления собственной жизнью»). Казалось бы, какая связь между жизненными целями, успехом и эмоциями? Мы тоже долго удивлялись пока не поняли в чем идея. Многие не раз попадали в нелепейшую из ситуаций — когда цель поставлена, хорошая, интересная, а достичь ее не получается. То лень прихватит, то скучно становится, то любая мысль об активной деятельности вызывает раздражение. Что с этим делать — непонятно. А повисшая в пространстве недостижимая цель тем временем раздражает и требует внимания. Так и живем. Пока не разберемся с тем откуда эта лень, откуда раздражение, откуда скука. Откуда эта прорва эмоций? А вы говорите — какая связь с эмоциями. Прямая. Но вернемся к занятиям. Занятие №3 Большую часть первого занятия занятия мы «раскачивались» и пытались лучше узнать себя. «Кто я: кинестетик, визуал или аудиал, диджитал или все сразу, вместе и по чуть-чуть?». Для этого мы работали в небольших группах, задавали вопросы, наблюдали и проводили эксперименты.Так, например, одна группа вычислила визуала, завязала ему глаза и продолжила общаться с ним в таком вот непривычном для него формате. Визуал бледнел, краснел, быстрее стучал сердцем и очень страдал из-за отсутствия возможности смотреть и «собирать глазами» обратную связь. Другая группа провела похожий эксперимент со своим аудиалом — закрыли ему уши и продолжили общаться. Аудиал заметно нервничал и терялся в пространстве. Многие ушли в раздумьях так и не разобравшись окончательно с тем как же они воспринимают окружающий мир. Если вы тоже не вполне понимаете или просто никогда не задумывались об этом, не переживайте. Во-первых, во всех нас есть по чуть-чуть от каждого типа: мы умеем воспринимать мир самыми разными способами, просто какой-то один канал развит у нас лучше других. А самое интересное — в совершенстве владеть всеми каналами восприятия. Во-вторых, проводите эксперименты. Расскажите кому-нибудь про запомнившееся вам путешествие или событие и попросите собеседника отметить какими глаголами/прилагательными вы оперировали. Кинестетики говорят об ощущениях, запахах (там все цветет, такие запахи! а самолет был неудобный, кресла маленькие), аудиалы говорят о звуках (и тут я услышал как кто-то крадется вдоль забора), визуалы транслируют образы (там такие красивые соборы! высоченные, витражи высотой с дом, яркие, цветные!). Еще хороший способ: вспомните как вы покупали телевизор (плеер, стиральную машинку). Диджиталы читают обзоры, составляют таблицы, сравнивают характеристики, читают инструкции; визуалы выбирают “ну, красиво же!” кинестетикам нужно все потрогать, аудиалы…хм…, а как выбирают аудиалы? Почему мы уделили этой, казалось бы, простой теме так много времени? Как минимум, для того, чтобы еще раз вспомнить о том, что все люди разные и это нужно учитывать в процессе взаимодействия. И вот еще две важных мысли, которые хотелось бы записать итогом занятия: 1) Обычно мы ожидаем реакцию от людей в соответствии с нашим типом, а люди реагируют, согласно их типу. Например, вы — кинестетик. Вы воспринимаете мир через ощущения. Для вас важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление, запахи, тактильные контакты, физические ощущения. Вам кажется, что окружающие вас люди воспринимают мир также: что им так же, как и вам, важен комфорт; что им важна тактильность и т.д.. Но визуалу нужны образы, аудиалу звуки, а диждитал лучше поймет, если вы принесете ему все данные в простых и понятных таблицах. Эту разницу нужно учитывать в общении, на работе (особенно, когда ставите задачу подчиненному), вообще всегда. Люди разные, это здорово, особенно, если понимать в чем эта разница. 2) Вторая важная мысль про роль эмоций в нашей жизни такова: (а) Эмоция — это наша положительная/отрицательная обратная связь восприятия нами чего-то → (б) эмоция переключает в нашем мозгу чего-то и вызывает у нас ту или иную рекцию → (в) когда мы хотим повлиять на кого-то (то есть хотим, чтобы человек сделал что-то конкретное, каким-то конкретным образом отреагировал), мы вызываем у него тут эмоцию, которая повлечет за собой искомую реакцию → (г) как вызывать нужную эмоцию? надавить на соответствующее место (места). Соответственно, когда кто-то хочет чего-то от вас….ну вы поняли, да? Поэтому важно понимать свои эмоциональные состояния и уметь ими управлять. Занятие №4 Четвертое занятие было посвящено преимущественно нашим обидам, как наиболее яркому проявлению негативных эмоций, которые мешают по жизни. Мы разбирали этимологию обид, пытались понять откуда вообще взялись все эти завышенные ожидания к окружающим и к миру, как они мешают нам достигать целей и радоваться жизни.  Оказалось, что действительно мешают. Мало того, что мы не вполне умеем эмоции выражать, так еще постоянно обижаемся на всех, а в свободное от обид время боимся, не верим в себя, расстраиваемся и унываем. Большей частью из нас управляют эмоции, поэтому мы так часто отклоняемся от намеченных целей, погружаясь в этот вихрь с головой.  До тех пор, пока этот вихрь управляет нами, несет нас куда ему вздумается, ничего не выйдет. Но как только мы научаемся управлять этой стихией… на нашем пути не остается преград. Поэтому мы учились эмоции идентифицировать и укрощать. Оказалось, что это не так просто. Недаром говорят: привычка — вторая натура. К тому же, причина многих эмоций кроется в каких-то настолько древних событиях, что требуется определенное время на то, чтобы их вспомнить и разобрать. Но по большому счету в этом нет ничего сложного. Терпение и немного времени.

Эта запись была опубликована в рубрике О курсах, семинарах, тренингах и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>